Нико Пиросмани. Почти сто лет тому назад, а именно 7 апреля 1918 года в Михайловскую больницу Тбилиси был доставлен голодный, больной, с виду самый типичный бродяга, обитавший в подвале дома, адрес которого затерялся во времени. Через два дня бродяга отдал богу душу, и ветер времени стал неспешно заметать следы, которые он оставил в истории Грузии. Вжик, вжик. Словно утренний метельщик начал свою каждодневную работу. Нико Пиросмани. Художник и потерянная душа, никому не нужный при жизни, даже дата его рождения есть лишь примерное число и год, и востребованный после смерти. Художник-странник, чья жизнь превратилась больше в легенду, чем в хронологию событий и фактов. Чье творчество, каким бы примитивным оно не казалось, вдруг оказалось необычайно живым и значительным. Но, с опозданием для него.
Благодаря жителям Тбилиси, которые вдруг встрепенулись, и пусть с опозданием, но, в городе сохранились и появились места, так или иначе, связанные с ним… Само собой, их гораздо больше, чем встретилось нам. А мы их, за короткое пребывание в Тбилиси, видели ровно три, точнее три с половиной.
Первое, это та самая бывшая Михайловская больница, здание которой в отличие от улицы, а это проспект Агмашенебели, на которой она находится, совершенно не выглядит нарядным и ухоженным, а даже наоборот, забытым, как некогда сам Пиросмани.
Второе, это памятник дворнику, который приютил несчастного Пиросмани в один из тяжелых для него периодов жизни, которые, впрочем, следовали друг за другом, сливаясь в одно целой, практически не разбавляясь светлыми пятнами. Дворник, который если верить очередной полу-легенде, бегал по улице и восторженно вещал каждому встречному, что его, в качестве благодарности, изобразили на бумаге и очень даже похоже. Эта картина сохранилась и широко известна.
И, третье. Это маленький, весьма скромный музей художника, расположенный в доме, в котором Пиросмани проживал последних года полтора перед смертью. На одноименной улице. В доме № 29. Его работы и фотографии встретят вас уже в холле музея, в который нам попасть не удалось, мы оказались там раньше его открытия.
Оставшиеся 0,5 я бы отнес с легкой иронией, дому № 42, расположенному по той же улице, но на противоположной стороне. Если бы мы шли по улице Пиросмани от жд вокзала, то ничего интересного бы не произошло. Мы же, двигаясь с противоположной стороны и выискивая музей, вдруг увидели на арке одного из домов репродукцию его работы, и приняли его за указатель, направились в арку дома, в итоге оказавшись в самом типичном Тбилисском дворе без всяких признаков какого либо музея. Похоже, мы были далеко не первыми, кто купился на это. Увидев нас и смесь замешательства и недоумения, ярко написанные на наших лицах, женщины, стоявшие на одном из балконов и о чем-то мирно беседующие, объяснили нам так буднично, словно интересуясь свежестью продуктов на рынке, что музей Пиросмани находится чуть дальше по улице, и на другой стороне. Интересно то, что мы, после входа во двор, не произнесли ни слова, и ни о чем их даже не успели спросить.
Вполне возможно, что именно из подвала этого дома, где расположен нынче музей, и был доставлен в больницу художник, чья история легла в основу песни « Миллион алых роз», но это уже совсем другая легенда. Если это так, то на мой взгляд, правильнее было бы уточнить, что именно в подвале этого дома доживал свои дни человек, ставший гордостью нации. Дабы не было сомнений и искривлений в реальной, сложной, полной лишений и безответной любви, жизни художника, воскресшего после смерти из пучины, в которую ушел в полном одиночестве и без гроша в кармане.









